Быстрая навигация: Главная >> Коллекции >> Галерея живописи >> Русское искусство 

Русское искусство

Русская живопись XVIII века  

Портрет Екатерины II. 1787
Д.Г. Левицкий. 1735-1822
Портрет Екатерины II. 1787
Холст, масло. 305х205

18 век вошёл в историю русского искусства как "век портрета". Во главе плеяды блестящих художников той поры стоит Д.Г. Левицкий. Художник на протяжении нескольких лет неоднократно писал Екатерину II. Портрет Екатерины II представляет собой вариант картины, отправленной ранее на о. Мальту.

18 век очень любил аллегории и иносказания. И зритель того времени хорошо их понимал, умел их читать. Символика портрета тщательно разработана. Императрица представлена в образе царственной воительницы-миротворицы. Она предстаёт как земное воплощение богини Афины-Паллады. Изображена она на фоне лаврового дерева. В ее руке меч, обвитый лавровой ветвью, которым императрица указывает на горы Крыма. Как известно, меч – атрибут Афины и символ рыцарства в европейском портрете.

Левицкий – великолепный колорист. Чувствуется восторг художника перед многообразием красок окружающего мира. Он в совершенстве владеет кистью. Портрет написан в традиционной для Левицкого манере – тончайшими лессировками. Жидкое, почти без рельефа, многослойное письмо придаёт живописи светящуюся глубину.

Портрет княгини А.А. Голицыной. 1777
Ф.С. Рокотов. 1835 (?)-1808
Портрет княгини А.А. Голицыной. 1777
Холст, масло. 62х52,5

Ф.С. Рокотов создал огромную галерею портретов представителей русского общества второй половины 18 века. Он изображал государственных и военных деятелей, писателей, запечатлел ряд женских образов, неповторимых в своём духовном богатстве, душевном благородстве, нежности и грации.

Слава пришла к Рокотову ещё в ученические годы. Он писал портреты членов царской семьи, ему позировала Екатерина II, что было большой редкостью.

В 1765 году он уехал в Москву и здесь, вдали от двора, нашёл свой собственный стиль. В 70-х годах его творчество достигает наивысшего расцвета. Тогда-то и был создан превосходный портрет Анны Александровны Голицыной, поступивший в музей из Государственного музейного фонда в 1926 году.
Художник подчеркнул горделивую осанку модели. Её облику свойственно большое благородство, обаяние молодости, одухотворённость. Перед нами представительница высшего света, женщина, наделенная сложным и глубоким внутренним миром.


В.Л. Боровиковский (?). 1757-1825
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1790-е
Холст, масло. 134 х 104

Владимир Лукич Боровиковский – один из крупнейших русских портретистов. Великолепно владевший живописной техникой и мастерством композиции, он принадлежал к группе тех художников, чьё творчество ознаменовало высокий расцвет русского искусства во второй половине XVIII века.

Как и большинство художников XVIII века, Боровиковский писал заказные портреты представителей знати. Среди них наиболее значительными были портреты членов императорской семьи. Супругу Павла I императрицу Марию Федоровну он писал неоднократно. Как считают исследователи, возможно, наш портрет тоже написан прославленным художником.

Мария Фёдоровна была выдающейся женщиной своего времени. Свою жизнь она посвятила заботам о муже, детях и занятиям благотворительностью. Она увлекалась живописью, рисованием, на токарном станке точила изделия из слоновой кости и янтаря для украшения интерьеров дворца.

Благодаря её содействию и покровительству в различных городах России (в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове и др.) было основано несколько учебных женских заведений.
Мария Фёдоровна пользовалась огромным уважением в народе и любовью своих сыновей – императоров Александра I и Николая I.

Русская живопись I половины XIX века 

Портрет П.В. Кукольника. 1841
Брюллов К.П. (1799-1852).
Портрет П.В. Кукольника. 1841
Холст, масло. 100х71

Павел Васильевич Кукольник (1795-1884) – историк, профессор Виленского университета, ироничный, остроумный, неутомимый спорщик, он был блестяще образован, не чужд литературы. Редкий по глубине психологической характеристики живописный портрет П.В. Кукольника принадлежит к числу тех произведений Брюллова, в которых проявился его дар импровизатора, способность мгновенно увлекаться личностью человека, целиком отдаваясь воле вдохновения. По свидетельству одного из очевидцев, именно так, экспромтом, и был написан наш портрет: Павел Васильевич вступил в страстный и напряженный спор со своими молодыми друзьями; в этот момент Брюллов неожиданно воскликнул: «Стой и не шевелись!» и, «схватив палитру и кисти…, быстро набросал тут же типическую фигуру П.В. Кукольника». Подлинным вдохновением дышит незаконченный холст. В стремительных росчерках длинных мазков, в нервно трепещущих пятнах фона заключена мощная энергия становления образа. Поток света охватывает высокий, прекрасно вылепленный лоб. Во взгляде темных блестящих глаз, устремленных на собеседников, – горячность диалога и холодок отчуждения, и печаль, обращенная внутрь, в глубину собственной души.

Оливковые деревья. 1830-1840-е
Иванов А. А. (1806 – 1858)
Оливковые деревья. 1830-1840-е
Этюд к картине "Явление Христа народу"
Холст, масло. 45,5х62

Гордостью музея является этюд А. Иванова "Оливковые деревья", созданный в процессе работы над картиной "Явление Христа народу", но, несомненно, обладающий самоценной значимостью. Свобода и смелость гения ощущаются в каждом движении кисти, в том, как в сиянии небес с несравненной легкостью и грацией сплетаются серебристые ветви олив, в том, как тонко и убедительно выявляются скрытые закономерности жизни природы. Присущее А. Иванову целостное ощущение величия и гармонии мира в полной мере проявились в работе подготовительного плана, переводя ее звучание в более торжественный регистр, делая этюд соразмерным масштабу артистического дарования великого художника.

Девочка в русском костюме. 1844
Худяков В.Г. (1826-1871). 
Девочка в русском костюме. 1844
Холст, масло. 71,5х56,5

Художник Василий Григорьевич Худяков, мастер жанровой, портретной и исторической живописи, – единственный живописец в истории культуры Симбирского края 19 века, удостоенный почетных званий академика и профессора Петербургской Академии художеств. Бывшему крепостному симбирских дворян Поливановых по праву принадлежит особое место в художественной жизни страны середины 19 столетия. Он не только оставил значительное наследие, его имя навсегда вписано в историю национального музея России – Государственной Третьяковской галереи. Картина Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами", приобретенная Третьяковым в мае 1856 года, положила начало русской коллекции главного музея страны.
В Ульяновском художественном музее хранится 12 произведений Худякова. Среди них «Девочка в русском костюме», написанная в 1844 году восемнадцатилетним учеником Московского училища живописи и ваяния.

Русская живопись II половины XIX века 

«Атака турецкого парохода миноносной лодкой «Шутка» 16 июня 1877 года»
А.П. Боголюбов (1824-1896)
 «Атака турецкого парохода миноносной лодкой «Шутка» 16 июня 1877 года»
Холст, масло.

Картина написана по следам событий русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Летом 1877 года на Дунае использовали новое изобретение русской инженерии – лодки на паровой тяге. Их оснащали минами, которые укреплялись на длинных шестах. Лодки выходили на охоту только ночью, чтобы незаметно подплыть к кораблю и ударить шестом с миной о борт судна, а самим успеть увернуться от взрыва.
16 июня 1877 года небольшое суденышко с несерьезным названием «Шутка» под командованием лейтенанта Николая Скрыдлова средь бела дня атаковало вражеский пароход, направлявшийся к российским понтонным переправам.

Скрыдлов рассказал приехавшему на театр военных действий живописцу о том, что произошло дальше. С турецкого парохода открыли нещадный огонь. В лодке были ранены несколько моряков и сам командир, повреждены шестовые мины. «Шутка» шла почти на таран, невероятными маневрами все же ударила шестом о борт корабля, но... мина не взорвалась.

Турецкий капитан, видимо, напуганный смелостью русских моряков, повернул свое судно назад. Понтонная переправа была спасена.

Алексей Боголюбов в своей картине передал это событие с исторической точностью, поскольку был не только проникновенным, тонким художником, но и как морской офицер великолепно знал конструкцию, оснастку, вооружение кораблей.

В наш музей картина «Атака турецкого парохода» поступила в 1918 году из симбирской коллекции Е.М. Перси-Френч.

Лодки на берегу Финского залива. 1870-е годы
Ю.Ю. Клевер (1850-1924).
Лодки на берегу Финского залива. 1870-е годы.
Холст, масло

Юлий Юльевич Клевер – известный русский художник-пейзажист. Среди современников его пейзажи пользовались исключительно широкой известностью. Тысячи репродукций с его многочисленных картин расходились по всей стране. Имя художника было необычайно популярно среди собирателей русской живописи. Картина «Лодки на берегу Финского залива» поступила в Художественный музей в 1918 году из собрания известного в Симбирске коллекционера, предводителя симбирского дворянства В.Н. Поливанова. Картина до революции украшала интерьер старинного барского дома Поливановых в родовом имении Акшуат Карсунского уезда Симбирской губернии.

В конце 1870 годов Ю.Ю. Клевер работал на Балтике. Он был увлечен суровой природой севера. Написанный с натуры этюд исполнен тонко и выразительно. Контрасты ближнего и дальнего планов, эффекты красочных сочетаний придают небольшому пейзажу монументальное звучание.


Д.Г. Поленов. 1844-1927
Храм Юпитера в Баальбеке. 1882Храм Юпитера в Баальбеке. 1882
Холст, масло. 33,7х47,3

Выдающийся художник и педагог В.Д. Поленов положил начало целой школе русской живописи второй половины 19 века.

"Храм Юпитера в Баальбеке" написан в 1881-1882 годах, когда Поленов ездил на Восток. Он решает закончить давно задуманную картину "Христос и грешница".

Природа Востока увлекла его. Развернувшиеся перед его взором огромные пространства, величественная архитектура, воздушная среда, сияющая в золотых лучах солнца, захватили его своей красотой, и, отвлекаясь от картины, он с огромным увлечением писал пейзажные этюды.

Каждый этюд был настоящим шедевром. Художник по-новому воспринимал образы античного искусства. В маленьких по размеру работах он передал ощущение значительности, величия природы и архитектурных ансамблей. Эти этюды приобрели значение самостоятельных художественных произведений. Художественная общественность была ими покорена.

«Поселился в Капернауме Приморском». 1907-1908
Д.Г. Поленов. 1844-1927
«Поселился в Капернауме Приморском». 1907-1908
Холст на картоне, масло. 34х29,6

Задумав обширный цикл картин "Из жизни Христа", Поленов предпринял второе путешествие на Восток, посетил в 1899 году Палестину, Египет и Сирию. В это время он работал над евангельским циклом «Из жизни Христа», которому отдал многие годы жизни.

Художник исходил из трудов французского исследователя Э. Ренара, который отрицал всю религиозную подоплёку евангельских событий, но считал, что в легендах могут быть опосредованно отражены какие-то реальные события. В своих работах Поленов поэтизирует патриархальную народную жизнь Востока.

Картина "Поселился в Капернауме Приморском" наиболее показательна в этом отношении. Она наполнена состоянием "восточной" созерцательности. Человек показан в единении с окружающей природой. Тонко передана красота южной ночи. Звучание голубовато-синих тонов усиливается контрастом маленького горячего пятна – освещённого окна.

Возвышенная красота и чистота природы созвучны с мироощущением человека.

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты