Быстрая навигация: Главная >> Коллекции >> Галерея живописи >> Западноевропейское искусство

Западноевропейское искусство

Младенец Иоанн Креститель
Ян Ван Скорель (?) (1495 – 1562)
Младенец Иоанн Креститель
Дерево, масло. 98х78

Ярким представителем нидерландского искусства 16 века является Ян ван Скорель (1495-1562), предположительный автор картины "Иоанн Креститель". Ян ван Скорель был подлинным сыном своего века. Уроженец небольшого местечка Скорель около Алькмара, он объездил весь свет и как жаждущий знаний путешественник, и как странствующий пилигрим, посетил Германию, Австрию, Италию и Палестину. Разносторонне одаренный, он сочетал в своей многообразной деятельности таланты живописца и ритора, музыканта и инженера, служил и хранителем художественной коллекции Бельведера в Риме, и священником капитула Святой Марии в Утрехте. Но ряса каноника не мешала ему быть при этом и блестящим организатором веселых празднеств, и автором смелых проектов осушения болот, углубления рек и благоустройства гаваней. Слава Скореля-живописца далеко перешагнула границы Нидерландов и была вполне заслуженной. Примером такой картины и является наше произведение. Библейский пророк, крестивший Иисуса Христа в водах реки Иордан, согласно традиции, сложившейся в западноевропейской живописи, изображен здесь обнаженным младенцем в верблюжьей шкуре, со своими постоянными атрибутам — чашей и крестом. Великолепно передано обнаженное тело младенца; обрамленное пурпурным плащом, на фоне темно-зеленой скалы оно кажется живым, светящимся, излучающим тепло. Картина написана свободной и смелой кистью; прозрачный, чистый и удивительно спокойный колорит создает ощущение торжественности и интимности.

Портрет Пьера ЛегранаНикола де Ларжильер. (1656 – 1746)
Франция
Портрет Пьера Леграна
Холст, масло. 74х57

Пьер Легран, парижский аристократ, авантюрист, корсар — герой портрета работы выдающегося французского художника конца XVII — первой половины XVIII века Н. Ларжильера. Созданный им образ полон обаяния и неотразимой мужской привлекательности. Но более всего поразителен взгляд. Он властен, насмешлив, чуть снисходителен и выражает абсолютную уверенность в своих силах. Перед нами яркая, сильная, цельная личность, подлинный герой своего времени — времени странствий и накала страстей, бурной жизни и трудной смерти. Своеобразие внешнего облика и интенсивность духовной жизни передает сочная, текучая, горячая живопись.

Морской видПитер Молейн. (1595 – 1661)
Голландия
Морской вид.
Дерево, масло. 31х51

В маленьком пейзаже голландского художника XVII века П. Молейна удивительный мир, голубой, серебристый, уютно разместился как бы внутри идеальной сферы, очерченной куполом неба. Взгляд начинает движение оттуда, из глубинного центра, и восприятие природы становится переживанием пространства, наполненного светом и воздухом. Покоряет чистосердечное восхищение художника самим существованием этого прекрасного мира, в котором тишина небес опустилась на землю.

Кладовая
Ангель, Филипс ван. 1616-после 1683
Кладовая
Дерево, масло. 38 х 46

Картина Филипса ван Ангеля "Кладовая" представляет собой кухонный натюрморт, особенно модный в Роттердаме – большом портовом городе.

Кухонный натюрморт отличался большим демократизмом своей тематики. Голландские живописцы как никто другой умели постичь красоту простых вещей, окружающих человека в повседневном быту. Кухонная утварь в кажущемся беспорядке расположилась на полу кладовой. Но этот беспорядок тщательно продуман художником. Написанные в тёплой золотисто-коричневой гамме, эти самые обычные вещи кажутся драгоценными, художник даёт нам почувствовать их блеск, красоту формы, фактуры.

Важнейшим выразительным средством в картине становится светотень. Предметы на первом плане ярко освещены, приближены к зрителю. В глубине, в полумраке второго плана видна не только хозяйственная утварь, но и человеческая фигура.

Цветы в вазе. 1619-1620
Босхарт, Амброзиус Старший. 1573-1621
Цветы в вазе. 1619-1620
Дерево, масло. 52.5 х 36

Любовь голландских мастеров к изображению деталей, их умение в самом малом увидеть частицу бытия подняло жанр натюрморта до уровня ведущего. Именно в Голландии XVII века этот жанр достиг расцвета и совершенства. Знаменитый живописец Амброзиус Босхарт Старший, фламандец по происхождению, стал родоначальником цветочного натюрморта в Голландии.

Его картина "Цветы в вазе" по праву принадлежит к числу лучших произведений голландского натюрморта с цветами. Сочетание условности целого с поразительной достоверностью частностей характерно для утончённой, во многом архаичной живописи художника. Чистые краски его работы сияют на тёмном фоне подобно эмали. Бережными касаниями кисти Босхарт фиксирует мельчайшие детали, вводит изображение бабочки, сидящей на цветке, гусеницы, ползущей по краю каменной плиты. В его картине есть искреннее, почтительное, благоговейное восхищение красотой и разнообразием природного мира.

Натюрморт с какаду
Миньон, Абрагам (?). 1640-1679
Натюрморт с какаду
Холст, масло. 125 х 89

Абрагам Миньон, немецкий художник XVII века, долгое время жил и работал в Голландии, учился у знаменитого голландского художника Яна Давида де Хема, прославившегося своими натюрмортами с яркими цветами и сочными плодами.

Все предметы в картине собраны в классически строгую, гармоничную композицию, где каждый цветок занимает свое, строго определенное место, подчеркивая красоту соседнего. Рядом с букетом – нежные фрукты, редкостные птицы и неожиданная фигурка маленькой обезьянки – деталь, развлекающая зрителя, придающая натюрморту динамичную подвижность. Это по-настоящему парадное полотно, яркое, красочное и декоративное.

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты