Быстрая навигация: Главная >> Коллекции >> Галерея живописи >> Иконопись

Иконопись

Икона Икона "Преображение", Ярославль, XVII век.
Дерево, темпера. 90х70,5х4,5

Считается, что чудесное Преображение Христа произошло на горе Фавор в Галилее, куда он привел своих учеников - Петра, Иакова и Иоанна.

В центре - фигура Христа, от которой исходит сияние. Этот неземной, «нездешний» свет ослепил учеников – они потрясены чудом. «Павшие на лица свои» – они изображены в нижней части иконы.

Рядом с Христом - фигуры пророков Илии и Моисея. Пророк Моисей получил от Господа Божественный Закон – десять заповедей. Он же написал Пятикнижие, то есть первые пять книг Ветхого Завета. Он держит эту книгу в руке.

 

Икона Икона "Распятие", Псковская школа, XVI век.
Дерево, темпера. 78,5х57,3х3,5

О Распятии повествуют евангелисты Марк, Лука,  Матфей, Иоанн. Иконописцы, изображая Распятие, точно следуют евангельскому рассказу об этой мучительной  казни.

В центре иконы – крест с распятым Иисусом. У подножия Распятия    Богоматерь, за ней одна из жен-мироносиц Мария Магдалина. Справа  ученик  Христа  Иоанн Богослов,  которому Иисус завещал заботу о Богородице как о своей матери.  Рядом с Иоанном Лонгин-сотник в воинских одеждах.

Небольшой холм в основании креста  обозначает гору Голгофу. Именно здесь  по древней легенде  был погребен первый человек Адам. Кровь Христа, пролившаяся во время казни на кости Адама, сняла с человечества первородный грех. 

 

Икона Икона "Успение Марии", Псков, н. XVII века.
Дерево, темпера. 90х70,8х4,5

Центральную часть иконы занимает изображение  погребального  ложа с телом Богородицы. В окружении божественного света  является Спаситель, принявший душу Марии.  Ложе  Богородицы окружено апостолами. По преданию Божья Матерь  перед смертью обратилась с молитвой к сыну, чтобы он послал Ей на утешение своих учеников. Молитва Её  была услышана, и апостолы, живые и уже умершие, на облаках явились к Богоматери.

В нижнем поле  изображен эпизод из  апокрифического предания о безбожнике Афонии.  Афония хотел опрокинуть ложе Богородицы, но был наказан за это. Ангел, следовавший за гробом,  мечом отсек ему руки. Раскаявшийся Афония был прощен и исцелен.

 

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов», Псков, XVI век. Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов», Псков, XVI век.
Дерево, левкас, темпера.

В верхней части иконы под развернутым киворием – фигура сидящей на престоле Богоматери. Ее окружают двенадцать апостолов со свитками в руках – символами  церковного учительства апостолов.

Внизу на фоне  темной пещеры — фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками, олицетворяющая просвещаемые народы. 

Царь явился образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, предназначенной  для всей Вселенной. 

 

Икона «Рождество Христово», Ярославль, XVII век. Икона «Рождество Христово», Ярославль, XVII век.
Дерево, левкас, темпера.

В центре композиции Вифлеемская пещера, где лежит в яслях Младенец Иисус. Рядом с Ним  Богоматерь, тут же животные: вол и осел. Над пещерой сияет звезда. Ангелы и пастыри славят  Рождество, идут с дарами волхвы. Сосредоточенно  размышляет о случившемся Иосиф.  Благоговейно готовится омовение Младенца.

Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи», XVIII век.
Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи», XVIII век.
Дерево, левкас, темпера.

Уникальная  старообрядческая икона, где палач в воинской одежде начала XVIII века изображен  с чертами Петра I.

Вероятно, икона иносказательно выразила  народное осуждение стрелецких казней.  Казнь стрельцов по приказу Петра I в религиозном сознании  народа  была сопоставлена с убийством Иоанна Предтечи царем Иродом.

 

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты