В выставочном пространстве Ульяновского областного художественного музея в декабре 2013 – апреле 2014 года был реализован выставочный проект «Исторические картины русских художников», он был организован совместно с Государственной Третьяковской Галереей и Государственным Историческим Музеем в рамках Федеральной программы мероприятий, посвященных празднованию 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина.  Одной из главных целей выставочного проекта было поддержание высокого культурного имиджа региона в масштабах Российской Федерации и Поволжского Федерального округа  на примере  сотрудничества с известнейшими музеями России, подтверждение культурной экспансии в культурном пространстве региона.
  Ульяновские  зрители получили уникальную возможность увидеть работы И.Е. Репина и В.И. Сурикова, М.В. Нестерова и К.Е. Маковского, Г.Г. Мясоедова и А.П. Рябушкина и других выдающихся живописцев XIX века из собраний ведущих музеев России – Государственной Третьяковской галереи и Государственного Исторического музея. Картины, представленные на выставке, посвящены различным периодам истории государства Российского – Русь Московская и преобразования Петра Великого, время дворцовых переворотов и события XIX века, но все они объединены интересом художников к отечественной истории, судьбам народа, героическим подвигам исторических деятелей и простых людей. Мир, в котором мы живем, устроен так, что события прошлого навсегда исчезают из объективного восприятия человека. То, что "кануло в Лету", уже никогда не станет реально существующим, зримым. Увидеть "своими глазами", к примеру, крещение князя Владимира или Полтавскую битву, строительство московского Кремля или стрелецкий бунт, увы, нельзя. Однако у каждого человека есть возможность чуть-чуть приоткрыть завесу времени и взглянуть на застывшее мгновение той или иной ушедшей эпохи. По словам русского художника В.И. Сурикова для того "чтобы вдохнуть воздух прошлого, нужно достаточно долго и внимательно смотреть на историческое полотно, выполненное хорошим художником".  Благодаря выставочному проекту ульяновские  зрители получили уникальную возможность «вдохнуть воздух прошлого».
   На выставке экспонировалось четырнадцать работ из собрания Третьяковской галереи. Это работы русских живописцев середины и второй половины XIX века. Секреты творческой лаборатории известнейшего русского художника В.И. Сурикова, мастера исторической живописи, приоткрылись для зрителя благодаря его произведениям из собрания Третьяковской галереи. Вниманию посетителей выставки были представлены эскизы к картинам «Боярыня Морозова», в том числе первоначальный вариант картины, написанный  художником в 1881 году,   эскиз к картине «Покорение Сибири Ермаком», а также созданная в период обучения в Академии Художеств картина «Княжий суд».
  Творчество Константина Маковского, одного из самых талантливых отечественных живописцев второй половины XIX столетия, весьма многогранно. Однако представление о нем, прежде всего, связано с яркими картинами из жизни патриархальной Руси. По мнению одного из критиков начала ХХ века, Константин Маковский «…открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпохи». Работа Маковского «Агенты Лжедмитрия убивают сына Бориса Годунова» обращает нас к периоду Смутного времени и раскрывает одну из трагических страниц русской истории.
   В русской живописи конца XIX — начала XX века сложилась ветвь исторического жанра, обобщавшая характерные черты, национальное своеобразие русского исторического быта, одним из самых характерных художников этого направления был  Андрей Петрович  Рябушкин. Он вошел в историю русского искусства как талантливый мастер историко-бытового жанра. В 1892 году он пишет картину "Потешные Петра I в кружале". Художник обратился к важному событию Петровской эпохи, столкновению стрельцов, представителей старого войска, и новых воинов Петра I, «потешных», будущей петровской гвардии. И. Е. Репин писал, что картина "переносит" зрителя в отдаленную эпоху. "Так все неожиданно, не искано и правдиво - хорошая вещь!"
    В роли летописца событий русской истории нередко выступает в 70-80-е годы XIX века годы художник  Н.А. Неврев. Он создает внешне сдержанные, но острые и  драматичные полотна, свидетельствующие о стремлении художника к психологической трактовке образов, о его прекрасном знании исторической эпохи, обстановки, костюма. Одна из самых интересных исторических картин художника  «Княжна Юсупова перед пострижением» была предоставлена Третьяковской галереей для нашей выставки.
    Понятие "историческая живопись" не всегда укладывается в отведенные ей жесткие рамки жанра. Бытовая сцена, портрет, пейзаж, рано или поздно поднимаются до уровня исторического обобщения и становятся по сути своей произведением, воссоздающим историю. Так созданные во второй половине XIX века картины, отражавшие современную художнику жизнь, через какое-то время начали восприниматься как исторические. На выставке экспонировалась работа одного из основателей Товарищества передвижных художественных выставок Г.Г. Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». Главная ценность картины в значительности темы, в правдивости живо представленных крестьянских образов. Показанная на 3-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок картина сразу была приобретена П.М.Третьяковым у художника для своей галереи.
    Исторический Музей предоставил для экспонирования на выставке практически неизвестное широкой публике произведение великого русского живописца И.Е. Репина «Гайдамаки на Умани готовят оружие» (1898–1917).  Картина была написана в 1898 году под впечатлением поэтического мифа о народном восстании «Колиивщина» в поэме Т.Г.Шевченко «Гайдамаки». Первоначальный замысел претерпел со временем значительные изменения в позднем, окончательном варианте 1917 года он перерастает иллюстративную задачу, обретая общеисторическое значение, особенно волновавшее художника в связи с событиями в России. Тема присутствовавшего с обеих сторон жестокого насилия, предательства, провокаций, варварской борьбы со злом, оборачивающейся мучениями вчерашних «героев», преступивших общечеловеческие, христианские нормы, показана художником практически без исторических реалий XVIII века. Почти сто лет картина провела в музейных запасниках, прежде чем в 2011 году после четырехлетней реставрации вернулась в музейную экспозицию.
   Официальное открытие выставки состоялось 12 декабря 2013 года   в рамках ставшей уже традиционной арт-акции «Историческая ночь в музее». 

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты