24 сентября  в Ульяновском областном художественном музее в рамках международной ассамблеи художников «Пластовская осень» состоялось открытие выставки «Искусство  независимых».
На выставке представлены работы художников России и союзных республик советского периода (1960-1980 годов) из фондов музея, отражающие почти весь спектр художественной жизни.  Традиции «сурового стиля» и русского  реализма 19 – начала 20 вв.,  классического авангарда и древнерусской иконописи, западноевропейского искусства и примитива начала 20 века стали отправными точками для создания собственно новых ориентиров в потоке  художественного творчества этого времени. Философская направленность искусства, интерес к подлинной истории, возможность  рассматривать современные бытовые  ситуации через призму исторической перспективы  придали художественному процессу невиданные возможности,  как в освоении новых творческих приемов, так и в трактовке самих ситуаций. Важным было обращение к романтическому восприятию мира, большую роль стали  играть сюжеты с изображениями праздников или как праздник воспринимаемых. Картины Анатолия Учаева «Победитель», Николая Зайцева «Утро», Джанны Тутуджан «Гори ясно», Ирины Страженецкой  «В Переяславле-Залесском», созданные в середине 1970-1980-х гг., являются ярким примером отражения искреннего восприятия жизни в ее трудовых  праздниках, семейных заботах. «Натюрморт с медным горшком» Владимир Стожарова немногословен, лаконичен в выражении основного, в то же время подробен, увлекателен в частностях. Эпичность, монументальность отличают пейзаж Петра Оссовского  «Московский Кремль». Сочетание привычных поэтических мотивов природы с конкретно документальным видением человеческих образов отличает многие полотна этого времени. Картины Евсея Моисеенко «Моросит», Андрея Мыльникова «Ранняя весна» и «Перед зеркалом» дают представление о ленинградской живописной школе. Традиции русского импрессионизма нашли отражение в пейзаже украинского художника Татьяны Яблонской «Старая яблоня».
В эти годы в советском искусстве особое значение придается развитию национальных школ.  В это время появляется и становится определяющим в области национальных культур понятие «внутренняя память». В нем отразилась своеобразная, реально существующая особенность исторического развития национальных культур. В картинах М.С. Сарьяна 1960-х годов – обилие цветов, плодов Армении, при определенной декоративности чувствуется большее приближение к натуре. Картина «Дары склонов Арагаца» напоминают яркое декоративное панно. Представитель азербайджанской школы живописи Тогрул Нариманбеков открывает в фольклоре не только стиль и средства выражения, но и собственное миропонимание. Ярким и мощным аккордом праздничного настроения выступает полотно «Пехлеваны. Народные борцы». Монументальность и яркий декоративный колорит присущ молдавской художественной школе, представителем которой является Эвелина Романеску, одна из значительных картин в творчестве мастера – «Колхозная Молдавия». Декоративизм иного свойства, построенный на успокоенности цветовых элементов, монументальности формы и обобщении образов, поднятых до символического звучания, характерны для искусства Прибалтики. Это полотна эстонского художника Николай Кормашова «Август в деревне», представителей латвийской школы – Джемма Скулме «Женщина из Руцавы», Индулиса Зариня «Портрет жены».

       
Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты