Выставка "Русская фарфоровая пластика II половины XIX – начала XX века" 

Русские фарфоровые фигуры появились вскоре после изобретения фарфора Д.И. Виноградовым и уже в середине XVIII века выпускались Невской мануфактурой наряду с посудными формами.  Фарфоровые куклы (так в XVIII веке называли фарфоровые фигуры) украшали, развлекали, обучали, давали представление о мире. На всем протяжении развития русского фарфора – с середины XVIII века вплоть до нашего времени - интерес к этой области фарфорового производства не иссякает.
Фарфоровая пластика пользовалась наибольшим интересом во II половине XIX века в эпоху господства историзма и эклектики. На многочисленных русских  фарфоровых фабриках скульптура малых форм вырабатывалась в больших количествах. Продукция этих предприятий была чрезвычайно разнообразна как по своей тематике, так и по исполнению и ориентировалась на широкие слои общества. Дарование художника из народа, не  связанное строгой цензурой, здесь могло проявиться в полной мере. Среди «фарфоровых кукол» особенно знамениты были яркие и красочные национальные типажи, жанровые композиции, изображения животных.
Особенно интересна своей «биографией» фигурная кружка для пива и кваса в виде головы турка. Сам принцип скульптурных кружек пришел в русский фарфор из-за рубежа, в частности, из английской керамики. Подобные фигурные сосуды начали изготовлять в России в связи с русско-турецкой кампанией еще в XVIII веке. Модели их повторялись и совершенствовались.  На эти изделия, вероятно, был постоянный спрос, предметы продолжали выпускать и гораздо позже, в конце XIX начале 20 веков.


Сидящий турок. Конец XIX в.
Неизвестный завод.


Тирольский пастух. 1850-1870-е гг. 
Завод Гарднера.


Турок. Конец  XIX в.
Неизвестный завод.

Мулла. Конец XIX - начало XX в.
Неизвестный завод.
 
Собака с гусем. Мопс. II половина XIX в. 
Неизвестный завод.

Мать и дитя. 1850-1870-е гг. 
Завод Гарднера. 
Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты