В Ульяновском государственном педагогическом университете открылась наша новая выставка "Альфонс Муха. Плакаты"

Дата размещения новости: 29.08.2016

Дорогие друзья!

С огромной радостью сообщаем Вам, что в Ульяновском государственном педагогическом университете открылась наша новая выставка "Альфонс Муха. Плакаты", на которой представлены факсимильные репродукции работ одного из самых известных представителей стиля ар нуво!

Альфонс Муха (1860-1939)

Культ линии и орнаментов, воцарение растительных, флореальных мотивов, акцент на культурах экзотических стран и переосмысление своих национальных традиций в целенаправленном декорировании быта были характерны для искусства двух последних десятилетий ХIХ века, вошедших в историю как «Belle Epoque». Альфонс Муха был не только ярким представителем нового стиля Ар Нуво в Париже, но и заставил говорить о собственном «стиле Мухи». Как выразитель эстетических вкусов буржуазного общества, он фактически стал символом эпохи, ее хроникером.
В Париж Муха приехал в двадцативосьмилетнем возрасте. В первые годы своего пребывания в Париже он исполнял небольшие заказы на оформление журналов, книг, образцов прикладной графики – меню, пригласительных билетов и визитных карточек. Получая работу непосредственно от издательств, художник сотрудничал с несколькими типографиями и литографскими мастерскими и самостоятельно освоил приемы и технологию гравюры на камне. Свое первое предложение сделать плакат Альфонс Муха получил от парижской мастерской Лемерсье.
Идеи, осуществленные в проекте театральной афиши к постановке спектакля «Жисмонда» с великой Сарой Бернар, были подготовлены его предыдущим опытом. В раннем творчестве Мухи явно прослеживалось влияние концептуальных предшественников модерна – прерафаэлитов, английских художников середины XIX века. Сказывалось и академическое воспитание: мастеровитый художник благоговейно относился к «школе», используя ее приемы и ухватки. В творчестве художника проявилось новое ощущение формы – обобщенней, ярче, убедительней. Жанр плаката, с его особыми требованиями к изобразительному строю, истребил все недостатки сложносоставных композиций Мухи, лишив их фабульности и дотошной детализации. Особого внимания потребовал контур: решенный гибкой и упругой линией, он создавал легко читаемый, но чарующе текучий силуэт.
Пригодились сноровка рисовальщика и усердные штудии, отточившие верность руки. Афиша немедленно была признана шедевром в своем виде искусства, а художник нашел признание, которое в большой степени было связано с личностью выдающейся французской актрисы Сары Бернар. Ее влияние на мировоззрение и формирование нового творческого стиля Мухи трудно переоценить.

 

Его готовности поклонения культу Дамы, девы-ангела, феи, демонической женщины, Принцессы Грезы, был найден идеальный объект – в одном лице воплощались все образы, отвечающие умонастроениям и моде тех лет. Верно взятый тон первого плаката решил дело: актриса в 1895 году заключила договор с художником на выполнение афиш и программ к ее спектаклям. Это пятилетие, период их сотрудничества, по праву можно назвать самым успешным в творчестве Альфонса Мухи. Муха занимается сценографией, проектирует театральные костюмы и ювелирные украшения, плодотворно работает в других видах искусства – дизайне мебели и интерьеров.
Количество заказов художнику росло с невероятной быстротой, появилось понятие «La Femme Muchas», его женским образам посвящали музыкальные вечера, они вдохновляли на поэтические строки. Рисунки и акварели, переведенные в технику литографии, расходились тысячами экземпляров – плакаты, декоративные панно, художественные открытки.
Вырабатывая свои стилевые приемы, он безошибочно следовал конъюнктуре: умеренный символизм, буржуазная роскошь Ар Нуво, легкий налет мистицизма, чувственность в рамках приличия и обнаженность модели в границах дозволенного.

Ему удавалось соблюсти приятную меру возбуждающей новизны изобразительного языка и сохранить лестную для зрителя доступность восприятия. Он преодолел ортодоксальность академизма, но сохранил верность ему, преобразовав сухой натурализм в ирреальность. Использовал сложные «блеклые» цвета. Ввел золото и щедро декорированный фон. Художник избегал геометрически четких форм и прямых углов, в его линиях сознательная кривизна, волнообразная подвижность и гибкость, столь характерная для нового стиля. Его знаменитые арабески, выразительные складки драпировок и прихотливые извивы локонов складываются в эффектные и безупречные композиции.

 

«Cтиль Мухи» не так прост, как кажется. При огромном числе активных подражателей, равных ему не было. Редкий композиционный талант, безупречное владение рисунком, умение организовать и собрать плоскость листа, а главное, верное чувство стиля сделали его недосягаемым для дилетантского близорукого копирования. Однако, в связи с этим, справедливым было бы назвать ряд талантливых плакатистов, работавших под влиянием произведений мастера – бельгиец Прива Ливемон, румын Палеолог, француз Поль Бертон, поляк Станислав Выспянский, американец Томас Рид, русский художник Сергей Соломко.

 

Заказ экскурсий по телефону: 42-05-76
Ждём Вас!

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты