«Третьяковка» началась с картины симбирского художника

Дата размещения новости: 26.07.2016

Не зря говорят: «Симбирская-Ульяновская земля – родина талантов». Любой россиянин при упоминании о нашем регионе сразу вспомнит о Владимире Ильиче Ленине, Денисе Давыдове, Николае Карамзине, Иване Гончарове. Но много еще наших талантов забыто, сведения о них утеряны. История одного из них, выдающегося художника, Василия Худякова, перед вами.

В Москве прошел 160-й день рождения Третьяковской галереи, богато,  по-московски. Но меня интересовала не помпезность праздника: я спросил смотрителя:  «А что стало основанием для дня рождения галереи?». Меня подвели к стеллажу, где под стеклом лежал потемневший лист бумаги... 

Приехав в Ульяновск, поспешил в Ульяновский областной художественный музей, где в одном из залов проходила выставка, посвященная 190-летию художника Василия Худякова. Поднимаясь по ступеням старейшего в Поволжье музея, испытываю гордость. В небольшом зале замдиректора музея по научной работе Луиза Петровна Баюра ведет рассказ об этом забытом сегодня симбирском художнике...

 

Крепостной из Акшуата

Вася Худяков родился в Акшуате Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Барышский район) в 1826 году в крестьянской семье. Крепостной мальчишка попал в усадьбу Поливановых, известных деятелей Симбирской губернии. Хозяин усадьбы, сенатор Иван Петрович Поливанов, известен кроме прочего еще и тем, что в драматический 1812 год император Александр I лично поручил ему спасти ценности Оружейной Палаты Кремля.

Старший сын сенатора Николай учится в школе гвардейских прапорщиков, дружит с  Лермонтовым. Великий поэт несколько раз упоминал Николая в своих стихах. Приехав на каникулы, Николай первым обнаружил дар мальчишки, шустро рисовавшего с натуры.

Васю начинают учить грамоте, он удивляет живописными росписями стен. В домах дворян 19 века особым шиком было иметь копии картин европейских художников. Василий Худяков берется за эту работу. В Художественном музее есть его картина, копия Рубенса,  «Возвращение Дианы с охоты». Это произведение такого уровня, что ее включили в экспозицию музея. С  копиями такое бывает редко.

Мастерство и впечатления

Василий быстро овладевает мастерством, его визитной карточкой становятся портреты. Тридцатилетний Николай Поливанов под впечатлением от творчества Васи Худякова, не обращая внимания на различия в возрасте и статусе, с интересом общается с молодым художником. В 1845 году Поливанов организует путешествие на лодках по Волге от Казани до Астрахани. Девятнадцатилетний Вася впервые увидел города и природу Поволжья. Впечатления от Казани потом выразятся в одной из его значимых картин.

Поливанов понимает, что Василий – не оформитель усадеб, а настоящий живописец. Он добивается перевода Худякова в училище живописи и ваяния. В этот период Худяков пишет свои первые шедевры – портреты. На выставке в нашем Художественном музее можно увидеть три портрета тогда еще начинающего художника. Портрет девочки в русском костюме – шедевр живописи середины 19-го века. Не случайно эту картину больше всего копировали другие художники.

На фоне остальных Василий выделяется работоспособностью. Его замечает знаменитый академик Федор Завьялов. Худяков становится любимым учеником мэтра. Его, единственного, Завьялов берет в помощники на выполнение высочайшего заказа – росписи стен Святых сеней Кремлевского дворца. Можно представить трепет молодого художника, недавно приехавшего в Москву, переступившего порог Кремля…

По окончании училища комиссия единогласно присваивает ему золотую медаль. Но училище живописи и ваяния – это часть Академии живописи. А по Уставу Академии медаль не может быть присуждена крепостному. Худякову отказывают!

В 25 лет - академик

Тогда Николай Поливанов уговаривает отца дать вольную талантливому художнику. В 1847 году за представленные работы Василию Худякову представляется звание художника 14 класса. Свободный человек со свободной профессией!

За свой счет Худяков поступает в Академию художеств. Но жизнь свободного человека  трудна, больше никто не оплачивает его учебу. Василий блестяще учится в Академии, педагоги отмечают талант  симбирянина. Учеба в Академии вводит его в новый круг общения. Вчерашний крепостной на равных сидит в гостиных знати. Аристократы заказывают у него портреты. В 1851 году происходит выдающееся событие в его жизни. За портрет ректора Императорской академии художеств Авраама Мельникова Худяков получает  звание академика. А ему всего 25 лет! Он проходит за пять лет путь, на который художники тратят всю жизнь.

 

Контрабандисты» стали основой Третьяковской галереи

В 1853 году, в свои 27 лет, он рисует картину, которой предназначено стать самой известной из его работ – «Стычка с финляндскими контрабандистами». Пройдет три года, и молодой купец Петр Третьяков посетит Русский музей в Петербурге и посетует, что аристократическая коллекция русского искусства «устарела», не передает достижений современной живописи. Третьяков принял историческое решение – собирать такую коллекцию в Москве. Он покупает первую картину  у восходящей звезды современной академической живописи  – Василия Худякова. Дата покупки картины «Стычка с финляндскими контрабандистами», отраженная на потемневшем листе купчей, и стала официальной датой начала Третьяковской галереи.

Так возникла  дружба двух разных, но самозабвенно любящих русскую живопись людей. Они много переписываются. Будучи младше на шесть лет, Петр Третьяков обсуждает с Худяковым все свои приобретения того времени. Мнение бывшего крепостного стало основой и художественным образованием для молодого амбициозного галериста. Худяков советует приобрести работы Ф. Бруни, Л. Лагорио, в которых видит мощное влияние итальянской живописи. Так складывается величайшая национальная коллекция живописи России.

Карнавал в Риме

Дальше Худяков едет в Италию. У него нет дома, семьи, сбережений, но есть страсть: увидеть эту древнюю страну. Еще девятнадцатилетним крепостным художником он  пишет, словно мечтает,  картину «Развалины в окрестностях Рима». Она, кстати, есть в нашем Художественном музее.

В Италии художник окунается в новую атмосферу. В нашем ульяновском музее есть удивительная работа – эскиз к картине «Карнавал в Риме». Стоит посмотреть на манеру наложения красок, свободу использования цвета, чтобы сказать – это стиль будущего импрессионизма, который еще не родился во Франции. Но в итоге «Карнавал в Риме» выйдет хорошим образцом российской академической живописи. В Италии он пишет несколько картин, которые по приезду в Москву в 1860 году производят фурор и вводят его в «высшую лигу» живописцев того времени. За картину «Игра в шары» Худякову присуждают звание профессора Академии художеств. Его с триумфом приглашают преподавать в училище живописи и ваяния. В то самое училище, где ему когда-то не дали заслуженную медаль.

 

Его принимают в аристократических кругах, портреты его кисти ценятся дорого. Картину «Гонения христиан на Востоке» приобретает Император Николай I и дарит греческому королю Оттону.

Тем временем в России зарождается движение «передвижников», этих революционеров в живописи, отрицающих академические догмы. Они рисуют натуру, героев из социальных низов, униженных и оскорбленных. Творят искусство, которое позднее получит название «критического реализма».

На вершине Олимпа

Консервативный Худяков не принял этот стиль. Ему так хорошо знакомо это «дно» социального бесправия, многие его родственники по-прежнему крепостные. Может, это неистребимый в первом поколении страх крестьянина? Хотя он лучше многих разночинцев-передвижников мог написать эти социальные портреты! Посмотрите потрясающую картину итальянского периода «Странствующие музыканты» в нашем Художественном музее!

Предприниматель Петр Третьяков, свободный от академических «шор», видит в «передвижниках» новый импульс развития живописи. Споры Худякова и Третьякова заканчиваются расхождением. Худяков продолжает рисовать  портреты, расписывает здания. Но современная живопись стремительно развивается уже по новым законам.

Худяков страдает, его живопись слабеет. Он мечется в академическом училище, ищет выход. Едет в Петербург, где становится профессором и академиком Петербургской Академии художеств. Это вершина олимпа! О чем еще может мечтать живописец?» Но картины не продаются… 

Он вспоминает свои корни. Читает  исторические книги выдающегося земляка Николая Карамзина. В 1870 году он рисует эпическое полотно «Царица Сююмбике, покидающая Казань», строго по тексту Карамзина. Высочайший уровень академической живописи, но ее также не оценили. В 1871 году Василий Худяков умер в Петербурге от холеры.

Запомнить Худякова

Небольшая выставка  в честь 190-летия Василия Худякова заканчивается в нашем Художественном музее. «Что будет дальше с его картинами?», – спрашиваю Луизу Петровну. «Уберут в запасники», – был ответ. «там и сейчас сиротливо хранится «Царица Сююмбике». Здесь же зал живописи 19-го века, а отдельного зала для Худякова нет...», – грустно добавляет она. «А я бы даже улицу в Ульяновске назвала его именем. Такого яркого  гениального художника, первого и единственного почти весь 19-й век, российского академика живописи из Симбирска надо помнить!»

Я шел по Венцу и думал о глубине мысли Луизы Баюра.  Мне понятна ее забота. Я знаю, как это сложно – восстанавливать память. Когда я работал в оргкомитете «Димитровград – Культурная столица России», мы искали материалы о наших исторических деятелях. Убеждали депутатов, привлекали горожан, искали средства у бизнеса. В результате появлялись улицы с именами известных горожан, открывались мемориальные доски, памятники. В Димитровграде мы воссоздали уникальную культурную и историческую среду. И конкурс на право называться «Культурной столицей среди малых городов Поволжья» мы тогда выиграли.

Наш край богат талантами и чтит их. Но вот о самом первом гениальном художнике мы почти ничего не знаем. Он скромно похоронен в Петербурге, забыт современниками. И мы были бы честны перед историей родного края, если бы возродили память о талантливом живописце Василии Худякове, заложившем основу для величайшей в истории России картинной галереи. И мы это обязательно сделаем!

Игорь Тихонов

http://1ul.ru/news/tretyakovka_nachalas_s_kartiny_simbirskogo_hudozhnika/#/17971 

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты