К.П. Брюллов. Портрет П.В. Кукольника. 1841. Ульяновский областной художественный музей (постоянная экспозиция)

Дата размещения новости: 05.07.2016

Историк, преподаватель, поэт, драматург Павел Кукольник родился 5 июля 1795 г.

К.П. Брюллов. Портрет П.В. Кукольника. 1841. Ульяновский областной художественный музей (постоянная экспозиция).

Портрет П.В. Кукольника поступил в 1922 году из собрания А.В. Жиркевича (1857-1927). Он был написан во время знаменитых «кукольниковских сред». В конце 1830-х начале 1840-х годов в небольшой петербургской квартире братьев Кукольников еженедельно по средам сходились начинающие литераторы и маститые писатели, артисты, художники. Центром притяжения был прославленный «триумвират» – Карл Брюллов, Михаил Глинка и Нестор Кукольник. Участником этих вечеров бывал и старший брат поэта Павел Кукольник (I795-I884), историк, профессор Виленского университета. Ироничный, остроумный, неутомимый спорщик, он был блестяще образован, не чужд литературы.


Портрет принадлежит к числу тех произведений Брюллова, в которых проявился его дар импровизатора, способность мгновенно увлекаться личностью человека, целиком отдаваясь воле вдохновения. По свидетельству одного из очевидцев именно так, экспромтом, и был написан этот портрет. Несколькими штрихами переданы индивидуальные особенности фигуры. В стремительных росчерках длинных мазков, в нервно трепещущих пятнах фона заключена мощная энергия становления образа. И каждая деталь активно участвует в этом процессе становления. Заложенные за спину руки выдают сдерживаемое волнение. В легком движении крепкого мускулистого тела, в свободном развороте плеч выражена внутренняя сила. Но едва заметная усталость, сказавшаяся в осанке, в наклоне головы, наполняет образ более глубоким и сложным содержанием.


Удивительная «телесность» портрета П.В. Кукольника некогда поразила И.Е. Репина: «На портрете недописан костюм, но голова написана с такой жизнью, выражение, рисунок с таким мастерством, что невольно срывается с языка: «Вы, нынешние, – нут-ко!… Как он (Брюллов. – Л.Б.) точно обхватывает кистью всю голову и малейшую деталь лица, как плоскости его прекрасно уходят в перспективу и с математической точностью встречаются между собой».

 
О Павле Васильевиче сохранились воспоминания как о человеке большой доброты, сердечности и щедрости. Он сформировался как личность в пушкинскую эпоху. Романтическое отношение к миру природы и людей он пронес через всю жизнь. Страсть к поэзии сочеталась в нем с углубленными занятиями наукой. Павел Васильевич был глубоко религиозным человеком, и это обстоятельство сыграло большую роль в самом факте появления на свет этого произведения. В Петербурге 1830-х годов искренняя религиозность Павла Васильевича не находила поддержки со стороны молодых людей, блестящих остроумцев и атеистов – участников «кукольниковских сред». Из рассказов А.В. Жиркевича, записанных со слов самого Кукольника, стало известно, что поводом к созданию портрета послужил спор о религии, завязавшийся между писателем и его приятелями, литераторами и артистами. Их насмешки больно задели Павла Васильевича, который «по обыкновению спорил и опровергал». Тогда-то Брюллов и взял в руки палитру и кисти.

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты