«Отраженное пространство». Компьютерное творчество ульяновского художника Владимира Зунузина

Дата размещения новости: 15.04.2016

 

Выставка работает в Педагогическом университете им. И.Н. Ульянова.

Владимир Федорович Зунузин родился в 1950 году в г. Жуковском Московской области. В 1971 году окончил Пензенское художественное училище. С 1976 года живет и работает в Ульяновске. Член Союза художников РФ с 1984 года. С 1977 года участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Произведения находятся в собрании Ульяновского областного художественного музея, Министерства культуры РФ, частных коллекциях и галереях России (Москва, Ульяновск), Италии, Германии, США.

Творчество В. Ф. Зунузина сформировалось в начале 1970-х годов. Молодое поколение художников было очень самостоятельным в поисках и утверждении своего мировосприятия, индивидуальной художественной выразительности. В творчестве Зунузина, как и многих его сверстников, нашли отражение такие понятия современного художественного процесса как толерантность и диалог. Это были диалоги как внешнего, так и внутреннего свойства, помимо извечного диалога со зрителем. Для Зунузина это диалог живописных и компьютерных произведений. Еще один аспект, характеризующий творчество художника, - это освоение традиций искусства прошлого, что находит применение в решении сугубо современных, но мифологизированных мотивов. Это может быть освоение традиций искусства Ренессанса, барокко, классицизма. Это может быть и отдельный памятник, с которым художник полемизирует, перенося смысловые акценты, используя в собственных работах целые «цитаты».
Умение придать обыденным сюжетам символическое звучание, 
монументальность отличают живопись Владимира Зунузина. В его почти монохромных, лишенных занятных деталей и излишней многословности картинах, напоминающих старые фотографии или пленки кинохроники, дано ощущение соприкосновения с миром первозданным (“Адам и Ева”) и миром современным (“Автопортрет", "В деревне").
Иной подход в изложении все той же темы, прямо противоположный, проявился в его работах, выполненных в технике компьютерной (цифровой) графики. И хотя в качестве имманентной темы она проявилась в живописных работах, именно в компьютерной графике обрела свою завершенность. Ей он занимается последние годы, став во многом первооткрывателем новых технологических и изобразительных возможностей этого вида творчества. Благодаря им, этим возможностям, он обрел неизведанную ранее свободу в воплощении замысла. Работы Зунузина логично делятся на циклы. В одном случае он переносит на лист живописные сюжеты, сложенные как мозаичное панно - многослойное и многоцветное, но переведенное на иной язык, более отстраненный, компьютерный. Но более всего художника увлекает возможность создать свой мир из “частиц-атомов”, каждая из которых воспринимается как абстракция. Собранные воедино, они дают образ мира реального или почти реального, уподобляясь своеобразным картинкам-обманкам. Не случайно его обращение к великому наследию искусства прошлого - фрагменты картин мастеров Ренессанса, барокко использованы отнюдь не в качестве аппликаций, это - парадигма темы. Он моделирует мир новой реальности с памятью о великом прошлом. Для художника это возвращение к истокам, к первородству искусства на новом витке истории, даже не современной, а как бы будущей.


В его работах за кажущейся спонтанностью кроется математическая выверенность построений. В этой новой реальности художник может создать особое пространство, построенное из знаков-символов. Храм, интерьер, улицы средневековых городов, холмы и пустыни окружены миром виртуальным. Подчас этот преображенный мир видится как воспоминания. Они могут быть конкретными, погруженными в определенную эпоху, а могут быть из области будущего, как бы космического ощущения. Бесконечность вариантов, как бесконечность и постоянная изменчивость мира, наряду с вечностью истинных ценностей прошлого и настоящего создают сплав устойчивой семантики и зарождающейся новой реальности. Конечно, Зунузин не оставляет живопись. Такого рода полярность и обширность интересов придают его творчеству дополнительный стимул, приводят к новому осмыслению сюжета. Здесь на первый план выходит иной тип решения темы, при котором главным становится не семантика отдельных памятников, а “историческая” память.

Елена Сергеева,
искусствовед,
зав. Музеем изобразительного 
искусства ХХ – ХХI вв.

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты