К годовщине воссоединения Крыма и России

Дата размещения новости: 17.03.2015

 «Славные страницы истории»

Парадный портрет Екатерины II, созданный Левицким в 1787 году, можно с полным правом считать подлинно исторической картиной.

В 1780-е годы Россия добилась на международной арене огромных успехов. В 1783 году после длительных русско-турецких войн и дипломатических переговоров состоялась официальная церемония присоединения Крыма к России. Присоединение Крыма поставило перед правительством Екатерины ряд новых задач. Решено было оконча­тельно присоединить к России все области, примыкавшие к северному побережью Черного моря, в первую очередь населенные кочевыми племенами ногайцев. Для этого на юг России был вызван А.В.Суворов. А. В. Суворов был и остается единственным исторически реальным непревзойденным и непобедимым полководцем всех времен и народов. Суворов также был образцом военного человека — человеком чести, слова, присяги, абсолютно бескорыстным и неподкупным. Ему выпала судьба стать главным полководцем императрицы-завоевательницы Екатерины II, покорившей огромное пространство — от Кракова до Владивостока и от Балтики до Кавказких гор и Тянь-Шаня. Благодаря победе Суворова в 1877 году над войсками крымского хана Девлет-Гирея стало возможным присоединение Крыма. В 1787 году турецкое правительство возобновило попытки восстановить свое господство над Крымом, но решительные действия полководца, разгромившего  ногайскую орду, привели к окончательному переходу Крымского полуострова к России, под «высокую руку» государыни.

Именно летом 1787 года, императрица в сопровождении австрийского императора Иосифа отправилась в путешествие вниз по Днепру в Крым до недавно заложенной крепости Севастополь. Тем самым демонстрировалась готовность России отстаивать новые приобретения на побережье Черного моря и расширять их.

Этим же целям – укреплять международный престиж России, прославлять ее внешнюю политику – служила и картина Левицкого.

Императрица, правительница огромной державы, предстает на полотне в виде воительницы-миротворицы, как земное воплощение богини Афины-Паллады. Изображена она на фоне лаврового дерева. В ее руке меч, обвитый лавровой ветвью, которым императрица указывает на землю Крыма. Крымская земля, в которой угадывается силуэт Бахчисарайского дворца, осенена двойной радугой, что означает процветание полуострова под сенью России.

Ко времени присоединения Крыма возвращает и черно-оранжевая лента ордена святого Георгия Победоносца, учрежденного императрицей во славу военной доблести. История этого символа берет свое начало с 1769 года. Именно тогда Екатериной II был учрежден Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Это была первая русская награда, предназначенная для награждения сугубо за отличие в военных подвигах. Существуют различные мнения о символике Георгиевской ленты. Например, граф Литта в 1833 году писал: «бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня...», в тоже время цвета ордена повторяют цвета герба: черный двуглавый орел на золотом фоне. Таким образом, русский военный орден и по своему имени и по своим цветам имел глубокие корни в отечественной истории.

18 век очень любил аллегории и иносказания. И зритель того времени хорошо их понимал, умел их читать. Портрет Екатерины II работы Д.Г. Левицкого, хранящийся в собрании Ульяновского художественного музея, дает  нам представление об одном из самых значимых деяний Екатерины Великой.

 

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты