Выставка "А.А. Пластов вслед за Пушкиным..."

Дата размещения новости: 31.08.2014

А. А.  Пластов. Вслед за Пушкиным…

Место проведения: Музей А.А. Пластова (ул. Гончарова,16)

Дата и время открытия выставки: 10 сентября 2014 года, 15:30

 Выставка «А.А. Пластов. Вслед за Пушкиным…» (более сорока графических и живописных работ из собрания семьи Пластовых) - первая попытка целостного визуального представления одной из главных тем творчества художника – темы «Пугачевщины», генетически связанной в русской культуре с именем Пушкина.

Среди великих русских писателей, к которым обращался А.А. Пластов в своих размышлениях и иллюстрациях (а это были Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов Г. И. Успенский, А. Н. Некрасов, А. М. Горький) Пушкин занимает особое место.

«Крохотный синий томик Пушкина «Капитанская дочка» и кольцовское «Что ты спишь, мужичок» было первое, что я узнал из литературы и что пытался иллюстрировать. Зачем? Кто знает! Не помню сам», - писал художник в автобиографии.

Позднее придет важное для художника осознание связи творчества Пушкина с Поволжским краем, симбирской землей. Осенью 1833 года во время путешествия по Поволжью с целью изучения материалов о пугачевском бунте Пушкин побывал в Симбирске и проезжал по старому Московскому тракту мимо столь любимых Пластовым пейзажей. Именно поэтому так органичен  и, вместе с тем, монументален у Пластова образ самого поэта (гуашь «Пушкин в Болдино». 1949).

Тема Пугачевского бунта -одного из самых значительных социальных потрясений «золотого» ХVIII века - интересовала Пушкина как художника и как историка. Повесть «Капитанская дочка» и «История пугачевского бунта» тому свидетельства. Идея пластического воплощения темы «русского бунта», в ее подлинном, непридуманном драматизме возникает у художника (бывшего свидетелем революционных потрясений и ужасов гражданской войны) еще в 20-е годы и сопровождает его всю жизнь, находя свое выражение в многочисленных эскизах и набросках. Судя по письмам композиционные раздумья на тему «Пугачевщины» не покидали художника в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е годы, сопровождая все его большие работы. Именно для этого замысла написаны многие портреты мужиков 30-50-х годов. Изучая и обдумывая тему, художник вновь и вновь обращается к Пушкину, идет вслед за ним в раскрытии исторической правды. «Все неисчислимые подробности про пугачевский бунт полны остроты и глубокого интереса для меня даже при беглом и стремительном просмотре. Я все думаю, что перебрав все, что гений Пушкина счел нужным пересмотреть, прежде чем начать историю пугачевского бунта, я уразумею больше и ярче в этой смутной эпопее». И, хотя шестиметровый холст, приготовленный в мастерской художника для композиции «Суд Пугачева» так и остался чистым, сохранившиеся материалы позволяют судить о масштабности замысла и составляют значимую часть творческого наследия мастера.

На рубеже 40-50-х годов художник работает над серией иллюстраций к повести «Капитанская дочка». Увлеченный поэтикой пушкинского шедевра, он создает сюиту композиций, где кроваво-красные с черным сцены с Пугачевым и пастельно-пасторальные картины мирной жизни - тема любви Маши и Гринева - сливаются в органичном полифоническом звучании. Пластов иллюстрирует не сюжет, но поэтическую сущность, внутреннюю семантику пушкинской вещи, сохраняя при этом экспозиционную целостность серии.  

 Т. Ю. Пластова.

Заведующая кафедрой гуманитарных наук МГАХИ имени В. И. Сурикова.

Афиша

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты