Ещё одна тайна коллекции Е.М. Перси-Френч

Дата размещения новости: 15.04.2014

Раскрыта еще одна тайна коллекции Е.М. Перси-Френч.

Музей выражает благодарность Елене Вениаминовне Карповой, заведующей сектором скульптуры XVIII - начала XX века Государственного Русского музея за предоставленные материалы.  

В составе художественных коллекций, принадлежавших Е.М. Перси-Френч (1864-1936) и национализированных в 1918 году, имеются первоклассные образцы западноевропейской и русской скульптуры, преимущественно выполненные в бронзе. Это подлинные шедевры, украшающие постоянную экспозицию Художественного музея, «Похищение Прозерпины» Франсуа Жирардона (1628-1715), «Похищение Оритии Бореем» Гаспара Марси (1624-1681), «Джигитовка» Е.А. Лансере (1848-1886), четыре работы П.К. Клодта фон Юргенсбурга (1805-1867) и многие другие. В этом списке имен никогда не звучало имя скульптора Марии Николаевны Анненковой. В музейной документации две ее терракотовые скульптуры именовались «Портрет молодой женщины» и «Маргарита», созданные в 1873 году и подписанные автором. Почти через 140 лет благодаря исследованиям Елены Вениаминовны Карповой, сотрудника Государственного Русского музея стали известны имена портретируемых особ, собраны и опубликованы сведения о творческом пути автора в статье «Фрейлина-скульптор М.Н. Анненкова (1844-1889)» для сборника «Страницы истории отечественного искусства» по материалам научной конференции (Русский музей, Санкт-Петербург, 2012).
В своей статье Елена Вениаминовна пишет, что «княжна М.Н. Анненкова (1844-1889) была дочерью генерал-адьютанта, директора канцелярии военного министерства князя Н.Н. Анненкова (1799-1865). Ее мать – В.И. Бухарина (1812-1902), адресат стихотворений М.Ю. Лермонтова и П.А. Вяземского, привлекала в свой дом известных людей, среди которых было немало литераторов – Н.В. Кукольник, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев.
В 1862 году 18-летняя М.Н. Анненкова стала фрейлиной императрицы Марии Александровны. Творческие увлечения привели ее к занятиям скульптурой. В 1868 году «за хорошие познания в скульптуре» Анненкова была признана почетным вольным общинником Императорской Академии художеств. Свои произведения фрейлина-скульптор выставляла на трех академических выставках в 1868, 1873 и 1874 годах. В 1874 году она показала «Бюст г-жи Нильсон»  и «Бюст г-жи Паска».
Атрибуционное определение двух портретов было сделано Е.В. Карповой по фотолитографиям с рисунков, изображающих работы Анненковой в «Иллюстрированном каталоге художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г.», составленном Н.П. Собко. Она сообщает, что «под той иллюстрацией, которая соответствует ульяновскому «Портрету молодой женщины», значится: «Анненкова. Бюст г-жи Паска»; под той, которую называют «Маргарита», - «Анненкова. Бюст г-жи Нильсон».
Моделями послужили конкретные женщины, современницы М.Н. Анненковой. «Французская драматическая актриса А.-М.-А. Паска (1835-1914), дебютировавшая в Париже в 1865 году, в Петербурге играла на сцене Императорского Михайловского театра с 1871 по 1875 год. В летние месяцы актриса обычно покидала Петербург и возвращалась на родину, где, в частности, позировала для хранящегося ныне в Лувре парадного портрета (1874), с которого началась громкая слава французского живописца Л.-Ж.-Ф. Бонна. В иконографическом отношении он вполне сопоставим с терракотовым бюстом из собрания ульяновского музея».
О второй модели Е.В. Карпова пишет: «Исходя из особенностей костюма и прически, мы позволили себе предположить, что здесь тоже была представлена актриса, причем в конкретной театральной роли. Этот путь оказался верным, обозначенная Н.П. Собко фамилия в сочетании с принятым ныне наименованием бюста «Маргарита» привел нас к знаменитой шведской оперной певице Х. Нельсон (1843-1921), в репертуаре которой партия Маргариты из оперы Ш. Гуно «Фауст» была одной из лучших. Обладательница удивительного по красоте сопрано, она начала гастролировать в Петербурге в 1872 году, о чем мы узнали из статьи, найденной в журнале «Всемирная иллюстрация». В ней описывался путь молодой певицы от шведской деревушки, где Нельсон была восьмым ребенком в семье небогатого фермера, до оперных сцен Парижа и Лондона». Сравнения с изображениями певицы того времени подтвердили явное сходство.
Скорее всего, не сама Е.М. Перси-Френч приобрела оба портрета. Коллекция была собрана несколькими поколениями Киндяковых. Но ее заслуга в том, что они были сохранены и сейчас являют нам свидетельства прошлых времен.

 

Материал подготовила зам.директора по учету и хранению музейных предметов Ульяновского областного художественного музея Г.Г. Демина.

 

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты