В мастерской художника

Дата размещения новости: 21.02.2019

Посещение мастерской художника всегда необычайно интересно, вы не только оказываетесь  в том сакральном месте, где рождается картина. Рядом на стеллажах безмолвные свидетели творческого пути художника. Его поиски, открытия, победы нашли отражения на этих холстах, картонах, листах бумаги.

ИрекХарисовичНуртдинов – художник-пейзажист. С 1986 года живет и работает в Ульяновске. Член Ульяновской организации Союза художников России, заслуженный деятель искусств Республики ТатарстанИ.Х. Нуртдиновактивно участвует в региональных, всероссийских и международныхвыставках. Много и охотно работает на пленэрах различного уровня.  Уже несколько лет ИрекХарисович  участвует в организации пленэра «Мир на кончике кисти», который ежегодно проходит на родине А.А. Пластова в Прислонихе в рамках Международной ассамблеи художников «Пластовская осень».

Пейзажи И.Х. Нуртдинова с момента их появления на выставках ульяновских художников привлекали масштабностью, глубиной пространства. Основной темой на ранних этапах творчества стала Волга. Много работает художник в разных уголках Ульяновской области. Широкие дали открываются в его пейзажах, написанных с Николиной горы, что высится возле поселка Сурское. Часто писал художник окрестности Сенгилея, Ундор. Но наиболее всего привязанИрекХарисович к Прислонихе и ее окрестностям. По количеству этюдов, набросков, законченных пейзажей он, наверное, мог бы поспорить со знаменитым уроженцем этих мест А.А. Пластовым.  Он пишет Прислониху зимой и летом, ранней весной и поздней осенью. Просматривая один за другим  пейзажи, можно заметить, как свободна и виртуозна кисть художника в зимних этюдах. ИрекуХарисовичу удается передать сложнейшими оттенками цвета и зелень озимых под слоем первого снега, и желтизну пожухшей осенней травы, еще светящейся сквозь раннюю белизну. Со временем кисть художника становится раскованной и свободной, богатая фактурная поверхность картин рождает впечатление импрессионистской скорописи, попытки уловить мгновение.Удивительны рассказы художника о том, как ему приходилось писать этюды под снегом или  под дождем, когда краска становилась вязкой на холоде, плохо втиралась в основу, но зато удавалось добиться ощущения сиюминутного запечатления именно этогонеповторимого момента непогоды. Излюбленные мотивы художника связаны  с бурным движением в природе. Его увлекает бег облаков, колыхание ветвей на ветру, туман, сгустившийся в одночасье и укрывший дали.Писать  при свете луны, что может быть увлекательнее,  по мнению ИрекаХарисовича. Невольно вспоминается Куинджи с его фантастическими ночными картинами.На вопросы любопытных, как это возможноработать  в полной темноте, художник приводит в пример музыкантов, которые наизусть знают расположение клавиш или струн  своего инструмента.

В утреннем свете. Волга. 2019 к.м. 50х70

Солнечный день. Волга. Сенгилей. 2018 к.м. 50х70

Перед грозой. Прислониха. к.м. 50х70

Осень Прислониха. 2018 к.м. 50х70

Разъяснивает. Прислониха. 2018. х.м. 75х80

Весна в Прислонихе. 2018 х.м. 86х80

На палитре у художника 5-6 красок, но,смешивая их с точным пониманием ожидаемого результата,  Нуртдинов добивается глубины цвета и сложности тона. Иногда в попытке угнаться за изменениями в состоянии природы работает одной кистью. Однако такие самоограничения позволяют сполна использовать возможности, дарованные живописцу его непритязательными  на первый взгляд  орудиями труда.

Подчиняясь законам ислама, ИрекХарисович не пишет людей, но любой его пейзаж наполнен глубокими человеческими чувствами, равно как и изредка встречающиеся в мастерской натюрморты. Казалось бы, в одном и том же интерьере написаны букеты с ветками рябины и подсолнухами. На праздничном золотистом фоне блещут красотой гроздья красных ягод, вызывая чувство радостного изумления перед столь совершенным творением природы. Но вот фон стал чуть менее звучным, слегка приглушены краски в другом натюрморте, где молодые подсолнухи не сияют победно как у Церетели, и не готовы к трагическому финалу, как у Ван Гога, они, не раскрывая зрителю сердцевину цветка, печально склонили головы. Авторская самобытность, собственное прочтение этого известнейшего сюжета делают честь художнику.

Хочется пожелать ИрекуХарисовичу ярких достижений в творческом поиске, новых картин, тем, сюжетов, новых открытий.

 

Заместитель директора по научной работе

ОГБУК "Ульяновский областной художественный музей, кандидат искусствоведения,

Л.П. Баюра

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты