225 лет со дня создания портрета Екатерины II

Дата размещения новости: 20.07.2012

В 2012 году исполняется 225 лет со дня создания Д.Г. Левицким (1735-1822) портрета Екатерины II. Парадный портрет, написанный Левицким, можно с полным правом считать подлинной исторической картиной. В 1780-е годы Россия добилась на международной арене огромных успехов. В 1783 году после длительных русско-турецких войн и дипломатических переговоров состоялась официальная церемония присоединения Крыма к России. А уже в 1787 году турецкое правительство стремится восстановить свое господство над Крымом. Именно тогда, летом 1787 года, императрица в сопровождении австрийского императора Иосифа отправилась в путешествие вниз по Днепру в Крым и Малороссию до недавно заложенной крепости Севастополь. «По пути следования императрицы, – пишут историки, – Потемкин устраивал парады войск и маневры флота. Тем самым демонстрировалась готовность России отстаивать новые приобретения на побережье Черного моря и расширять их».
В ходе этой поездки, длившейся полгода, с января по июль 1787 года, были приняты важнейшие государственные решения, направленные на освоение и мирное развитие присоединенных к России земель, строительство новых городов, дорог, поощрение хозяйственной деятельности, искусств и ремесел. На месте хуторов, военных лагерей, а иногда и в чистом поле возникли города, без которых невозможно себе представить дальнейшую историю Российской Федерации и Украины (Днепропетровск, Херсон, Николаев, Мариуполь, Симферополь, Севастополь, Ростов-на-Дону, Одесса и др.). Был создан Черноморский флот. Путешествие Екатерины Второй стало демонстрацией новой мощи и возможностей России, задало на годы вперед вектор внешней и внутренней политики государства. (http://aminews.ru/put-na-polzu-k-225-letiyu-velikogo-puteshestviya-ekaterinyi-ii-v-novorossiyu-i-kryim).
Этим же целям – укреплять международный престиж России, прославлять ее внешнюю политику – служила и картина Левицкого.
Екатерина II предстает на портрете в виде воительницы-миротворицы, императрицы великой державы. Насыщенная аллегориями и символикой программа картины расшифровывается как апология победоносной державы, во главе которой просвещенная и миролюбивая государыня. В соответствии с традициями классицизма Екатерина уподоблена Афине – воинственной богине мудрости. Короткая атласная туника напоминает одежду амазонки. Но к реалиям времени возвращает черно-оранжевая лента ордена святого Георгия, учрежденного императрицей во славу воинской доблести, доспехи побежденных врагов, брошенные к ногам царицы. В правой руке царственной воительницы меч, увитый лавровой ветвью и вложенный в ножны, коим она указывает на землю Крыма. Крымская земля, на которой угадывается силуэт бахчисарайского дворца, осенена двойной радугой, что, очевидно, должно означать процветание полуострова под сенью правления российской императрицы.

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты