К 125-летию народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, академика Академии художеств СССР Аркадия Александровича Пластова

Дата размещения новости: 14.03.2018

В Картинной галерее Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова и Музея изобразительного искусства ХХ- ХХI вв., филиала Ульяновского областного художественного музея открыта выставка произведений лауреата региональной премии имени А.А. Пластова, ульяновского художника Татьяны Горшуновой.

"Реальность открыта для бесчисленных интерпретаций"
(Ф. Ницше)


Татьяна Анатольевна Горшунова родилась в 1954 году. Через 3 года семья переезжает в Ульяновск. С 1970 по 1974 годы учится в Казанском художественном училище (театральное отделение), с 1977 по 1983 годы - в Ленинградском Государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (театрально- декорационное отделение живописного факультета). С 1983 года живет и работает в Ульяновске. В 1985 году стала членом молодежного объединения Союза художников. С 1989 – член ульяновской организации Союза художников РСФСР. С 1985 года – активный участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Произведения Т.А. Горшуновой находятся в собраниях Ульяновского областного художественного музея, Министерства культуры РФ, Союза художников РФ, частных коллекциях и галереях России, Великобритании, Германии, Греции, Ирландии, Канады, Кореи, Кувейта, США, Франции, Швейцарии, Шотландии и других стран. Т.А. Горшунова - лауреат региональной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова (за 2009 год).


Татьяна Горшунова хорошо известна как один из самобытных современных художников, ее творчество давно занимает устойчиво - лидирующее положение в культурном пространстве Ульяновска, персональные выставки с успехом проходят в родном городе, Москве, городах России, США. В формировании и развитии ее творчества большее значение придается тематическим контрастам, полемике рационального и интуитивного, часто игрового начала. Фигуративизм – основа творчества Татьяны Горшуновой. Важный аспект, характеризующий творчество художника, основательное изучение традиций древнерусского и западноевропейского искусства, русского примитива, классического авангарда. Горшунова использует их в решении сугубо современных, но все более мифологизированных мотивов. В произведениях находят отражение театральность и карнавальные знаки, стилизация, все более усиливающееся значение метафоры. Пейзажи, посвященные нашему городу, узнаваемы и одновременно новы в своих ощущениях, открытиях пространства в исторических перспективах ХХ и ХХI веков. По образованию театральный художник, Горшунова создает и заключает в двухмерное пространство холста условно- пространственный мир живописного театра, который имеет свои границы и законы. Это открытие музыки цвета (то ярко – бравурного, то изысканно – утонченного, то пронзительно – трагического). Работы приобретают все более ассоциативную форму, но сохраняют напряжение реальных страстей. Актеры, играющие Коломбину, Пьеро, Арлекина, не в состоянии снять маски, они вросли в роль как в жизнь. В то же время тонкая зыбкая стихия творчества дает стойкое ощущение превосходства духовного начала. В камерных композициях Т. Горшуновой все большую роль играет семантическая нагрузка цвета. Сюжеты повторяются, художник оттачивает оттенки, убирает лишнее, суетное. Лирическая основа присутствует в работах, посвященных «прекрасным дамам и их кошкам». Для художника женщины и кошки - два полюса, мирно сосуществующие в той свободе, которая ими определяется и завоевывается. Этой теме посвящена серия с птицами. Исходящая от картин теплота и доверительность может представить пернатых в роли судей: кто ты, человек, которого не боятся птицы? Переменчивость и двоякость мира присутствуют в натюрмортах. Часто они отмечены подчеркнутой лаконичностью, предметы сознательно условны. Горшунова создает зыбкий мир предметов, для нее это новая реальность со своими предпочтениями, желаниями, мечтами. Тонкая нюансировка сближенных тонов может быть сознательно нарушена раздражающим контрастным локальным пятном, вносящим драматические или, напротив, жизнерадостно – энергичные ноты. Условное и реальное придают натюрмортам амбивалентность, без чего искусство Горшуновой потеряло бы свою остроту. Интуиция и способность к созерцательности, решительность в освоении новых приемов живописи, сильное эмоциональное начало, чувство высокого стиля, возможности интерпретации создают главную интригу творчества Татьяны Горшуновой.

Елена Сергеева, искусствовед,
заведующая Музеем изобразительного 
искусства ХХ – ХХI вв.

 

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты