«Русский самовар» ульяновского художника Валерия Кузнецова

Дата размещения новости: 22.01.2018

Валерий Сергеевич Кузнецов родился 9 сентября 1962 года в городе Ульяновске. Его корни со стороны матери берут своё начало в селе Андреевка Ульяновской области, а со стороны отца в Санкт-Петербурге. В детстве Валерий Кузнецов учился у местного талантливого художника Сергея Борисовича Худякова, а после занимался в мастерской его отца Бориса Сергеевича Худякова. В 1991 году окончил Чебоксарский педагогический институт, и с тех пор его преподавательская деятельность в школах и училищах не прерывалась. Сейчас Валерий Кузнецов ведёт рисунок, живопись, композицию и прикладное искусство в детской художественной школе своего родного города.

26 декабря 2017 года в выставочном зале Ульяновского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» открылась выставка В.С. Кузнецова «Русский самовар». По словам живописца, название проекта связано с детскими воспоминаниями, когда самовар в деревне у бабушки и дедушки собирал всю семью за столом, наполняя дом уютом. По мнению художника, чаепитие с самоваром – 
одна из самых ярких черт русского традиционного быта. Этот «пузатый начальник чашек» для ульяновского живописца так и остался символом семейного благополучия и достатка. 
Валерий Кузнецов вошёл в нулевых годах XXI века в мир профессионального искусства, представив публике свои натюрморты. Художник трепетно относится к натуре, стремится передать материал. Даже в старой меди самовара, героя множества его работ, можно найти отражение ликов прошлого. Однако в изобильных предметных композициях нет подчинённости большим массам, как, например, у А.А. Пластова. Кузнецов так же, как и Пластов в ранний период своего творчества, с любопытством исследует его: будь то глина, из которой слеплен горшок, или лоза, из которой сплетена бутыль («Натюрморт с бутылью», 2009). С любовью изображает медный чайник и жестяной самовар, мешок из холстины и лоскутное одеяло («Натюрморт с кадушкой», 2008; «Натюрморт с часами», 2007). Предметы в картинах Валерия Кузнецова как герои на сцене. Каждый самодостаточен и хочет, чтобы им полюбовались. В живописном исследовании русского национального характера художник движется от натюрмортов к пейзажам.

Выезды в весенне-летний период в деревни Андреевка и Чинчурино Ульяновской области и творческие заграничные поездки в 2012 и 2014 годах позволили Валерию Кузнецову написать множество этюдов, некоторые из них представлены в экспозиции выставки «Русский самовар».

В архитектурных пейзажах, выполненных в Италии и Польше, чувствуется стремление выделить из пространства фрагмент: рассмотреть замысловатый изгиб арки или поворот дороги, мощённой булыжником («Римские развалины», 2012; «Неаполитанский собор», 2012; «Польша», 2014).

В работах 2016 – 2017 годов у Кузнецова отмечается активный творческий рост, художник обретает индивидуальный художественный почерк. Свой стиль появляется у него в пейзажах родной природы. Обобщение на пространстве холста образов полей, лесных кущ, снежных холмов ощущается в ритме красочных масс, в закономерностях композиции («Речка Железянка. Этюд», 2015; «Калмаюрка зимой», 2010). Одним из средств этого обобщения становится декоративность, ощутимая не только в форме, но и в цвете. Чувствуется желание художника представить жизнь природы контрастно: в белизне снега, который ослепляет при свете солнца, или в зелени полей деревни Чинчурино, которая стала своеобразной пластовской Прислонихой для Кузнецова («Чинчуринские поля», 2014). 
Кузнецов нечасто прибегает к повествовательности в картинах. Но если в работах «Тревожный звонок» (2010), «Ненаписанные письма» (2010), «Живая память погибшим» ( 2015) сюжет находится на поверхности, то большего удаётся художнику достичь в предметных композициях 2016 – 2017-х годов. Например, в работе «Натюрморт с газетой “Труд”» (2017) название газеты в кругу ручной дрели, рубанка и циркуля обретает глубокое смысловое значение. 
Настоящее наслаждение гармонией песочного, небесного и белого цветов получаешь от созерцания пейзажа художника «Весна» (2016). Плотные массивы оттенков сочного зелёного в картинах «Лето» (2016) и «Коровье царство в Коровьево» (2016) создают ощущение простора, в котором будто растворяются маленькие фигурки мирно пасущихся животных.

Иногда декоративность приближает работы Кузнецова к произведениям наивного искусства. Облака в работе 2016 года «Тетюши» нарисованы по-детски, как белые овалы, обведённые жирным сиреневым контуром. Неказистые домики с остроконечными крышами в окрестностях озера Негоцин с одноименной картины, написанной художником в Польше в 2014 году, приобретают у него что-то человеческое. Скорее всего, здесь раскрывается умение Валерия Кузнецова воспринять от детей, которым он преподает в Детской художественной школе, искренность видения жизни, граничащую с удивлением и восхищением ею. Однако к формам народной жизни обращались и другие известные художники, например, Н.П. Крымов и Н.С. Гончарова. Значит, не только особенности профессии, но и влияние живописи первой трети XX века присуще творчеству Кузнецова.

 

На открытии своей первой персональной выставки Валерий Сергеевич, обращаясь к публике, сказал: «Я хочу показать честно, без прикрас жизнь и быт просто русского человека. Насколько это получается, судить вам». Выставка «Русский самовар» работает в залах галереи ульяновского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» до 25 января 2018 года.

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты