Выставка «Натюрморты» Заслуженного художника России Бориса Клевогина открыта в УлГПУ им. И.Н. Ульянова с 13 ноября 2017 года

Дата размещения новости: 13.11.2017

Выставка проходит в рамках открытой в феврале 2014 года Картинной галереи Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова и Музея изобразительного искусства XX-XXI вв, филиала Ульяновского областного художественного музея, и располагается на втором этаже главного корпуса УлГПУ им. И.Н. Ульянова. На выставке представлено 19 натюрмортов.

Борис Васильевич Клевогин родился 24 сентября 1953 года в Ульяновске. В 1974 году окончил Пензенское художественное училище имени К.А.Савицкого. С 1975 года живет в Ульяновске. С 1982 года член Союза художников РФ. В 2002- 2012 гг. член правления Ульяновской организации Союза художников РФ. С 1975 года участник областных, зональных, всесоюзных, всероссийских, международных выставок. Персональные выставки проходили в Ульяновске, Димитровграде (Ульяновской области), Самаре, Цюрихе (Швейцария). Б.В.Клевогин принимает участие в концептуальных, тематических выставках в Музее изобразительного искусства ХХ – ХХI вв., филиале Ульяновского областного художественного музея. Произведения художника находятся в собрании Ульяновского областного художественного музея, Министерства культуры РФ, частных коллекциях и галереях России (Ульяновск. Москва, Санкт-Петербург, Самара, Краснодар), во Франции, Германии, США, Украине, Великобритании, Швейцарии. В 2006 году Б.В.Клевогин получил звание Заслуженного художника РФ. В 2003 году награжден Серебряной медалью Академии художеств РФ, в 2013 году - Серебряной медалью СХ РФ, в 2016 году – Золотой медалью СХ РФ.

 

 

Жизнь и творчество заслуженного художника РФ Бориса Васильевича Клевогина неразрывно связаны с Ульяновском. Здесь он сформировался как самобытный живописец, отсюда его темы, отражающие и невероятным образом соединяющие быт и Бытие. Отсюда поиски ответа на вопрос о возможности гармонического существования человека в современном мире. По характеру склонный к созерцательности, сдержанности он и в творчестве ищет тихой умиротворенности. Художник создает серии пейзажей, интерьеров, натюрмортов, жанровых картин чаще всего с одним мотивом, стремясь выразить его глубинный смысл, в то же время неизменно предлагая различные возможности интерпретаций. Это можно воспринимать как своеобразную ностальгию, но не по прошлому, а по настоящему, словно ускользающему в пространстве исторических воспоминаний.

 

 

Для художника характерна естественность и органичность творческой эволюции. Это достигается посредством философски- лирического решения образов в портретах, а порой через ироничность высказывания (кстати, художник не боится переводить иронию в самоиронию). Неизменным остается поэтичность, особая музыкальность и благородная изысканность колорита. 
Борис Клевогин – признанный мастер натюрморта. 

 


В этом жанре художник чувствует себя естественно, он способен выступать в роли создателя мизансцен. Кодирование смыслов – забота автора, возможность его расшифровки в каждом изображении предоставлена зрителю. Художник понимает глубину кодов при их внешней занимательности, то особое значение, которое жанр получил еще в начале XX века, перестав быть лишь изображением предмета как такового. В творчестве Клевогина диапазон сюжетов в натюрмортах достаточно широк. Художник предлагает своим «героям» все новые живописные приключения. В натюрмортах всегда присутствует многогранность в их решении и построении - от яркого, почти локального использования цвета до точных, выверенных, почти монохромных тонов. В работах вполне может соблюдаться гармоничное соединение реалистически написанных предметов с их почти условным обозначением. Это “почти" для художника очень важно, как и контраст рационального и стихийно-эмоционального начал. Каждая вещь - носитель определенных смыслов и ценностей, каждая создает свой вектор движения, становится поводом для неожиданных интерпретаций. 

 


«Натюрморты - спектакли» многообразны: это может быть комедия, трагедия, порой трагифарс. Драматические коллизии иногда заложены в мотиве, но чаще они сосредоточены внутри предмета, не сразу раскрывающего свою суть. Вещи почти вырвались из рук человека, обретя свободу (как старые утюги или самовары, окружившие себя пучками и букетами сухих цветов и трав), но еще ощущают тепло этих рук. Как правило, такие натюрморты отличаются мягким, теплым колоритом. Натюрморты со старинными книгами, гусиными перьями, лампами, бутылями, раковинами сбрасывают с себя флер исторической принадлежности, измеряя уже наше время. Но вместе с тем они оставляют ностальгические ноты, относящиеся к поэтическому началу «пушкинского века». В своих произведениях художник умеет точно совместить традиционную вещную основу с чертами таинственно - загадочными, построенными на смысловых парадоксах, перемещениях. В натюрмортах Б.В.Клевогина жизнь идет своим чередом, и поиски гармонии в мире постоянны. В мире, так деликатно и тонко, порой странно и необычно представленном.

 

Елена Сергеева

искусствовед, заведующая Музеем

изобразительного искусства ХХ-ХХI вв. 

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты