В РАМКАХ ПЛАСТОВСКОЙ ОСЕНИ. ВЫСТАВКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ. ЖИВОПИСЬ

Дата размещения новости: 19.09.2017

Искусство и революция. 1917-2017

Выставка Санкт-Петербургского Союза художников. Живопись

В разделе живописи выставки Санкт-Петербургского Союза художников представлены мастера и молодые художники, ныне живущие и работающие в Санкт-Петербурге. Тема революции, не столь популярна в наше время, но, тем не менее, петербургские художники думают о значении русской революции, повлиявшей на их судьбы и судьбу всего мира. Их размышления нашли отражение в произведениях, представленных на выставке.        

Так началом тематической экспозиции можно считать работу Петра Чеснокова «Крик» о событиях  Первой мировой войны. Его же работа «Дружок» посвящена патриархальному укладу жизни столицы мировой революции. Эти же дворы ми видим на картине «Праздник», посвященной времени  развитого социализма. Драматическое, психологически глубокое  полотно «Ильич ушёл! Теснее сомкнём революционные ряды!» посвящено величию и трагедии русской революции и её вождю.

  О событиях того времени повествуют и картины Михаила Кудреватого, «Вестники мира», «Графская пристань», «Святые царские мученики», «Семья».

Александр Перепелицын отобразил предметы революционного времени в работе «Крестики-нолики», изобразил символы эпохи, свидетельства перемен в общественной жизни.        Его же работа «Аврора», как символ революции, напоминает нам об истории, в которой мы участвуем и живём.

Пик революции – «Штурм Зимнего» Анатолия Лукашёнка - картина из прошлого. Но время революционной реальности и  мифологии  в ее осмыслении существовало. Это время истории нашей страны, в которой мы продолжаем творить, спустя 100 лет после русской революции.

Молодой художник Фрол Иванов создал произведение «Последний император» о своём понимании прошедших событий. Что это было? Он как бы задаёт вопрос истории, изображая Николая II со своим сыном в белом безмолвии России, уповающего только на Бога и знающего судьбу своего рода: монах Авель ещё в восемнадцатом столетии предсказал гибель династии рода Романовых.

 Тема народного бунта нашла отражение в произведениях Константина Иванова, живописца христианской жизни. Его душу больно ранит разрушение церквей, соборности  русского народа, в этом он видит причины падения государства. Название работы «Разрушение. Бунт». Время написания – 1989 год, когдава «Очищение» (Георгий Победоносец, очищающий Землю от скверны и побеждающий зло).

Множество чувств охватывают зрителя при взгляде на работу Андрея Базанова «Молодые пилоты ОСОАВИАХИМа». Это время надежд, полёта мысли, вера в добро, в то, что оно победит, и через "тернии к звёздам" общество придёт к своей мечте, к справедливости и братству всех живущих на земле. И действительно, были такие святые и светлые люди, которые жертвовали своими жизнями во имя социальной идеи, верили в правоту своего дела, ратными подвигами строителей коммунизма доказывая превосходство идеи о доступе к равным возможностям для развития каждой личности.

В контексте истории выполнен и диптих Александра Полозова «Год 1991 (Ленинград, канун либеральной контрреволюции)». Время написания работы -  1991-2017 годы. На полотнах изображён вид из окна Эрмитажа и из дворца балерины Матильды Кшесинской, с балкона которого в 1917 году выступал В.И.Ленин. В особняке после 1991 года располагается Музей политической истории России, где тесно переплелись две истории, Императора Николая II и революционера В.И. Ульянова, ниспровергателя царских привилегий. Из окон дворцов виден парад военных кораблей в День военно-морского флота социалистической России. Победил революционер.

 На выставке также представлены картины Василия Братанюка. Этот автор уже был участником  «Пластовской осени», но на этот раз представил серию небольших тематических работ, посвящённых царской семье, жизни и укладу, предшествовавших русской революции. Здесь же представлен его эскиз «В.И.Ленин над картой мира», свидетельствующий о грандиозности замысла вождя революции, думающего о величии России, и её миссии на планете. Ностальгия о потерянной Родине в годы революции, звучит в произведениях В. Братанюка  «Общество памяти поэта Константина Романова» и портрете «А.Д. Шмеман, председатель объединения кадет корпуса Императора Николая II». (Герой портрета  попросил президента РФ о предоставлении ему паспорта гражданина РФ).

В настоящее время, при отсутствии государственной поддержки, такие  сложные исторические темы, как тема революции, художники воплощают в своих произведениях, изображая историю своей семьи, опосредованно связанную с историей русской социалистической революции.      

Как известно,  «бытие определяет сознание». В этой связи, видимо,  не случайно возникла история казачества в творчестве Александра Сучкова, который представил на выставку «Искусство и революция» серию натюрмортов с предметами казачьего быта и работы  «Первая конная на марше», «У родной станицы», «Кубанский казак его Императорского Величества конвоя».

Современные художники посредством художественного образа пытаются в числе прочего понять и историю монархии, её взлёты и падения, увидеть человеческое достоинство в исторических фигурах, смысл происходящего и трагедию этих фигур, оказавшихся в момент переломных событий жертвой, принесённой Россией во искупление многих несправедливостей для восстановления мировой гармонии и эволюционного движения вперёд.

В размышлениях молодых художников о революции прослеживается связь поколений. Так в натюрморте Оксаны Архиповой «Ветер перемен» рушится быт, и через падение предметов мы ощущаем слом эпохи и ускользающее время дворянского бытия.

Что это было, размышляют художники о событиях той поры.  Разбой? Об этом, а может, и нет, работа Владимира Ежакова «Свобода или смерть». А может, в картине выражен зов предков художника? Мы не знаем. Но работы заставляют думать и осознавать ушедшую эпоху.

 Темой Анны Щёголевой «Автопортрет с дедом» является размышление о собственных предках. Как в «Бессмертном полку», потомки гордятся своими родственниками, которые стоят с ними одном ряду. Через историю своей семьи потомки осознают значение  революции для своего рода и племени.

Такое же уважение к своим корням сквозит в картине Михаила Ильина «Автопортрет с отцом», которого он изобразил молодым в военной форме первого социалистического государства. Михаил передаёт своё мастерство и философию жизни студентам Педагогического университета  им. А.И. Герцена.

На выставке представлена и другая грань истории и революции, отражённая в работе Сергея Секирина «Журавли» -  кровь и трагедия военного времени в жизни  русской деревни.    

Во времена революционных событий 1917 года все стороны противостояния верили в правоту своих общественных взглядов и отстаивали свои убеждения. Работа Юлии Калактионовой «Свой - чужой» говорит о недоверии разных слоёв населения друг к другу, впрочем, сохранившемся в обществе и по настоящее время.     

Борис Шатохин, художник старшего поколения, представил вождя революции в работах «Октябрь» и «Начало» в приподнятом романтическом образе, но вождя другого поколения и другой страны, которой ныне уже не существует на карте мира. Перед нами –  образа и иконы СССР.         

  И вот теперь в произведениях санкт-петербургских художников, родившихся и творящих в городе  – «колыбели русской революции», спустя 100 лет из своего «прекрасного далека» обозревающих историю своей страны, мы видим и начало, и завершение социалистических идей.       Цикл общественных социальных преобразований завершился, сделав круг, замкнулся и перешёл в свою противоположность, вернулся на «круги своя». Об этом говорит картина Владимира Перхуна «Мутация». Это страшное произведение об изжившей себя идее, мутировавшей и потерявшей силу, привлекательность и человеческий облик в борьбе за социальное богатство, о возвращении к обществу, с которого началось кровавое социальное потрясение.

 Размышление о судьбах мира ощущается и в представленных на выставке философских работах, одной их которых является работа Василия Федотова «Затмение», в данном контексте выставки прозвучавшая, как революция ноосферы, борьба ангелов света с ангелами тьмы, война идей, революция как Затмение, явление Природы, после которого неизбежно явление Истины.

Такое же размышление присутствует и в произведении Татьяны Фёдоровой, которое называется «Не бойся, Я с тобой». Работа художницы навеяна индийской философией о предопределённости бытия. Не бойся, я с тобой, - сказал Кришна молодому правителю, сидя рядом с ним в колеснице на поле боя, который усомнился, как же он может идти в бой против родного дяди? (Тот же прообраз гражданской войны). И получил ответ: не бойся, Я с тобой, история свершилась, и все они уже мертвы.

Идея о предопределённости бытия находит поддержку для художницы и в философии Боэция, в трактате «Об утешении философией». В нём Боэций говорит о Провидении, которое ведёт человечество. Всё предопределено, и случится только то, что должно случиться.

Светлые идеи идут через века, от поколения к поколению. То, что не доделано и не воплотилось в жизнь в одном поколении, подхватывает другое. Как зима, весна и лето, идеи сменяют друг друга, но возрождаются к жизни вновь. Они возрождаются метафизически в другую эпоху и на другом уровне. Идеи не умирают, как и душа человека. В этом залог надежды и бессмертие Творца.

                                                                  Куратор выставки Татьяна Фёдорова

 

                                             Заслуженный художник РФ, член Правления Санкт-Петербургского Союза художников по творческому сектору, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за 2013 год в области литературы и искусства за произведение «Не бойся, Я с тобой»

 

Базанов Андрей, Молодые пилоты ОСОАВИАХИМа  , х.,м., 180х150, 2012,


Кудреватый Михаил, Вестники мира, х.,м., 183х160, 2015

 

Лукашенок Анатолий Данилович, 1946 г.р., Штурм Зимнего, х.,м., 125х170, 1989

 

Перепелицын А.П. 1958 г.р.  Аврора.  60х85 см., мет.м., 2009 

 

Фёдорова Татьяна, Не бойся, я с тобой, 140 х 116, 2011

 

Чесноков Пётр, Ильич ушёл! Теснее сомкнём революционные ряды! х.,м., 140х170, 2017

 

Шатохин Борис, Октябрь, х.,м., 125х100, 1987

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты